Надежда Андриевич. Оптимизм за кадром

Жить Хорошо 25 марта 2013 12 Просмотров: 18591

За плечами этой удивительной женщины тысячи просмотренных кинофильмов и сотни поистине гениальных идей. Мир кино для нее тесно переплетен с реальностью. О прошлом, настоящем и будущем киноиндустрии в Калуге беседуем сегодня с Надеждой Андриевич.

— Надежда Николаевна, кем вы мечтали стать в детстве?

– Мечтала о карьере актрисы. Разыгрывала домашние спектакли для родных, участвовала в кружках самодеятельности. Когда я была маленькой, существовал клуб работников торговли, где я занималась в драмкружке. После него немного пела. Думаю, именно тогда во мне и зародилась тяга к киноискусству.

– Помимо того, что успевали совмещать столько занятий одновременно, чем-то выделялись среди сверстников?

– Обо мне, четырехлетней, написали в газете «Знамя» как об уникальной девочке, умеющей читать. Тогда в этом возрасте мало кто мог самостоятельно взяться за книгу. Меня специально ничему не учили. Моя старшая сестра на тот момент уже ходила в школу, и бабушка помогала ей учить уроки. А мне было велено сидеть рядом, и я впитывала все, как губка. Уже в шесть лет я читала произведения совсем не детских авторов.

– Для своего времени вы действительно были уникумом. Вы родились в Калуге?

– Да, я коренная калужанка. Мы жили в самом сердце Калуги – за драмтеатром, и это здание и его окрестности очень хорошо запомнились. У меня в домашнем архиве есть фотография, на которой я запечатлена поющей «Балладу о красках» на ступеньках театра во время одного из городских праздников.

– В те времена люди чаще общались вживую, вам не кажется? Тогда ведь и телевизор далеко не в каждой семье был.

– Наверное, вы правы по поводу общения. В нашем доме, например, первыми телевизор приобрели соседи, и мы ходили к ним в гости на коллективный просмотр. Приглашали они не всех – только избранных. (Смеется.)

– Вы тогда жили вместе с родителям и сестрой?

– Нас с сестрой вырастила одна мама. С папой она развелась к моменту моего рождения. Мама была очень простой женщиной, ей очень нелегко приходилось одной воспитывать двоих детей. Она работала в общепите кондитером.

– Мама на вас серьезное влияние оказывала? Вы ее мнение учитывали в тех или иных вопросах?

– Конечно, мамино мнение для меня было важно. Знаете, у меня ведь в юности была возможность уехать в Америку, выйдя замуж, соответственно, и жить там остаться. Но мама была категорически против, и я осталась в Калуге, за что впоследствии была очень ей благодарна.

– Как часто мы бываем благодарны родителям за то, что вовремя наставили на путь истинный…

– Вот только гораздо позже, к сожалению, когда приходит осознание их правоты.

– Получается, что вы бы и институт тогда бросили, не окончив.

– Я в тот момент только школу успела окончить. Была совсем юной. И как раз после этой истории поступила на литературный факультет Калужского педагогического института и по его окончании успела даже по специальности поработать. Правда, преподавала не русский язык, а английский, потому как вакансии по специальности были только в сельской местности. С помощью знакомых я устроилась на работу в одно из калужских училищ. Сомневалась очень, но все-таки пошла. Целый год там проработала, но с этими оболдуями было сложно…

– Вы поняли в итоге, что вам это не интересно?

– Я поняла, что это не нужно тем людям, которых я учила. А когда не получаешь отдачи, работать неинтересно. В итоге преподавательскую деятельность я оставила и заняла должность председателя профкома в одном из техникумов. Эта работа нравилась мне гораздо больше, тем более, что там я сполна проявила свою активную жизненную позицию, организовав драмкружок для студентов. Но мне все же чего-то не хватало, и на определенном этапе я решила, что хочу работать в киноиндустрии. И так сложилось, что в «ОблКиноВидео» освободилась вакансия редактора в 1988 году, туда я пришла на работу.

У меня в архиве есть фотография, на которой я запечатлена поющей «Балладу о красках» на ступеньках театра

– И сразу поняли, что это ваше?

– Как ни странно, нет. Я поняла, что это просто некий этап моей жизни. Но то, что отрасль абсолютно моя, – да. Интересно, кстати, что в историю калужского кинопроката я вошла как единственный человек, выпустивший два раза газету «Калужский киноэкран». Это случилось только благодаря моему энтузиазму. «Киноэкран» печатал аннотации фильмов. В то время такого в Калуге не было. У меня до сих пор эти два выпуска хранятся.

– Итак, вы приступили к работе редактора и…

– Проработала в этой должности два года. А потом в кинотеатре «Космос» освободилась должность заместителя директора, и я перешла на работу туда. Затем грянула перестройка, и спустя время, в мае 1992 года, мне предложили возглавить «Космос» – эту должность я довольно долго занимала.

– С какими чувствами вы вспоминаете период работы в кинотеатре «Космос» – культовом для калужан заведении?

– Вместе с «Космосом» нам пришлось пережить не самые лучшие времена. Люди тогда перестали ходить в кино, потому что смотреть было нечего. На экранах светились только жуткие корпоративные фильмы, которые за копейки снимались и никому не были интересны. Самое дешевое американское кино хлынуло на наш экран. Шедевров было мало, но кое-что достойное нам все-таки удалось показать: «Онегин», «Список Шиндлера». Я этим горжусь. Мы открыли там видеопрокат, и я получила огромный багаж знаний, посмотрев, кажется, все – от низкосортного зрелища до истинного шедевра. Я была тогда настолько голодной кино, как сейчас им голодна моя дочь, которая тоже в этой области работает, но об этом чуть позже.

Затем и «Кинопрокат» разрушился, но мы тем не менее выживали… Помните, около «Космоса» стояли щиты рекламные? У нас ведь была художница, которая брала афишу, ставила на мольберт и срисовывала ее один в один.

– Помню, конечно. Эта яркая картинка – часть детских воспоминаний. Как вы восприняли решение о сносе «Космоса»?

– Была в шоковом состоянии, конечно. Некое ощущение, что у тебя отбирают часть тела, присутствовало. А потом перенастроила себя и убедила в том, что в новом здании будет лучше. Мы добились того, что с нами сегодня остался костяк коллектива «Космоса»: три киномеханика, кассиры, контролеры. Эти люди идут со мной по жизни, и это приятно. Для нас кино – это вся жизнь.

– Сколько ж вы фильмов за свою карьеру пересмотрели?

– Это количество подсчету не поддается. (Смеется.)

– А жанры какие предпочитаете?

– Не мелодрамы, не ужасы, не комедию и не трагедию. Я люблю фильмы, в которых есть «вкуснятинка», которая остается за кадром, где нужно что-то домыслить.

– А есть ли такой фильм, который, по-вашему, должен посмотреть каждый?

– Такого универсального фильма просто не существует, каждому – свое. Могу привести пример фильма, который я недавно посмотрела, и очень порадовалась, что он получил два «Оскара». До сих пор вспоминаю о нем с теплом, хотя там столько кровищи и убийств, что и на другой фильм хватило бы. Я о «Джанго» Тарантино. Советую посмотреть, если не видели, но лучше на большом экране.

– Вы вообще за то, чтобы смотреть фильмы в кинотеатре?

– Конечно. На большом экране воспринимаешь происходящее совсем по-другому, полностью погружаешься в действие, оцениваешь реакцию зала, обмениваешься эмоциями с единомышленниками.

– Вы следите за событиями мировой киноиндустрии?

– Конечно. Церемония вручения «Оскара» для меня действо святое. С четырех утра я у телевизора.

– С решением жюри всегда соглашаетесь?

– Далеко не всегда. В этот раз я болела за «Джанго», и хотя бы два «Оскара» меня удовлетворило, но я бы отметила его еще и в номинации за лучшую режиссуру.

– Есть режиссеры, работы которых вы цените и всегда с удовольствием смотрите?

– Мне нравятся режиссеры, у которых есть свой почерк, всегда узнаваемый в деталях. Ларс фон Триер, Тарантино.

Сегодня я возглавила кинотеатр «Центральный», и это говорит о том, что движение вперед продолжается

– Как происходит выбор репертуара для кинотеатра? Какими принципами вы руководствуетесь?

– Раньше я отбирала фильм исходя из личных предпочтений. Если он западал в душу – попадал в репертуар. Сегодня отбор ведется по принципу рейтинга: учитываются итоги проката в Америке, ожидания, возложенные на него в России. Обязательно учитываю мнения коллег. Я ведь знаю практически всех директоров кинотеатров России, с которыми мы встречаемся на кинорынках четыре раза в год на протяжении уже 15 лет. Но и на собственную интуицию опираюсь, конечно.

Кинотеатр – это предприятие, которое должно получать прибыль. Бывает так, что фильм мне очень нравится, но я чувствую, что он не пойдет. И находятся дистрибьюторы, которые дают возможность провести хотя бы один-два сеанса, чтобы публика, которая все-таки будет у фильма, его посмотрела на большом экране.

– И эти люди всегда находятся?

– Конечно.

– Бывает ли так, что фильм, на который возлагаются надежды, ожиданий не оправдывает и не приносит хороших кассовых сборов?

– И такое случается. Сегодня вообще в кинопрокате ситуация довольно пессимистичная. Люди ходят в кино в основном в выходные и праздничные дни. Утром кинотеатры пусты. А нам необходимо зарабатывать деньги, и для этого мы придумываем различные акции, чтобы привлечь своих посетителей. Например, каждый вторник до 16.00 в «Синема-Стар» в «XIX веке» можно посмотреть любой фильм, даже 3D, за 100 рублей. И это работает – люди приходят. Мы придумывали множество акций, чтобы завоевать свою нишу.

– Знаю, что сегодня вы генерируете идеи не только для сети «Синема-Стар», а еще и для кинотеатра «Центральный».

– Вы правы, конечно. Сегодня моя должность звучит как директор МУП «Кинотеатр «Центральный», а в «Синема-Стар» я оказываю скорее консультационные услуги.

– Я помню, как несколько лет назад мы с мужем пришли в «Центральный» на утренний сеанс и оказались единственными зрителями.

– Там и сегодня ничего не изменилось, к сожалению. Зрителей у «Центрального» мало. Хочу сказать, что «XIX век» и «Рио» – это мои дети, я их воспитала. Сегодня они живут своей жизнью: каждый винтик отлажен до такой степени, что механизм в целом исправно функционирует. В какой-то момент, признаться, мне стало как-то скучно. И тут поступило предложение возглавить «Центральный». Сначала я была в шоке. Потом стала размышлять: зачем мне это? Подумав несколько дней, решила, что глобальных дел в «Синема-Стар» не предвидится, а «Центральный» – это будущее.

– В чем же оно заключается? Этот вопрос сейчас многих интересует.

– Кинотеатр будет реконструирован. Правда, в том виде, в котором «Центральный» находится сейчас, реконструировать его не удастся. Элементарно не выдержит фундамент, не говоря уж о других нюансах. На этом месте будет что-то другое, но с окончательным проектом инвестор еще не определился. Состоится конкурс. Мнение калужан на этот счет обязательно будет учтено. Я надеюсь, что все получится, потому что нынешнюю ситуацию иначе как слезами не назовешь. Но мы все же пытаемся вдохнуть в него жизнь.

Сегодня в «XXI веке» на большом экране мы показываем оперу. Всегда собирается полный зал интеллигентной публики, что очень приятно. Я и сама, признаться, всегда стараюсь хотя бы первый акт посмотреть. А в «Центральном» устраиваем киноконцерты. Недавно с аншлагом прошел показ концерта группы «Queen», а в конце марта покажем «Doors», которых я обожаю.

– Будем надеяться, что «Центральный» вернет свои утраченные позиции. Но пока, наверное, «Синема-Стар» является лидером киноиндустрии в Калуге.

 – Думаю, так и есть. Именно в вопросе качества предоставления услуг.

– На данном этапе вы довольны тем, что вам удалось сделать в Калуге?

– Хотелось бы больше, конечно. (Смеется.) Но тот факт, что сегодня я возглавила МУП «Кинотеатр «Центральный», наверное, говорит о том, что на достигнутом я останавливаться не собираюсь.

 – Вы, видимо, оптимист по жизни. Одно только имя ваше уже о многом говорит. Оно такое светлое…

– Мне его дала мама. Мою бабушку звали Вера, сестру зовут Любовью, а меня назвали Надеждой, отдав дань православным традициям. Я свое имя люблю, оно, действительно, очень оптимистичное. Верю, что выход из сложной ситуации можно найти всегда, главное – надеяться, идти вперед и стремиться к тому, чтобы в душе всегда была гармония.

– А если все-таки случаются сложности, кто помогает с ними справиться?

– Мои любимые люди: супруг и дочь.

– Вы о дочери обещали рассказать.

– Я не хотела выбирать ей жизненный путь, но случилось так, что она видела, насколько я отдаюсь работе. Когда ей было около 8 лет, она ездила вместе со мной в «Кинопрокат», где фильмы показывали весь день – с 10 утра до поздней ночи. Там она помогала упаковывать рекламу для всех кинотеатров Калуги и области. Наверное, именно тогда она неосознанно сделала свой выбор. Правда, сначала она поступила в педагогическое училище, потом – в Калужский педагогический университет и, окончив первый курс, приняла решение поступать во ВГИК на сценарно-киноведческий факультет. И поступила с первого раза.

– Вы ее поддержали?

– Абсолютно! ВГИК она успешно окончила, работала в Питере в госструктуре – «Леноблкиновидео», а сегодня работает в Москве в одной из кинодистрибьюторских фирм.

– Получается, что дочь шагнула дальше, чем вы, получив качественное профильное образование.

– Да, конечно. И это нормально.

– А вы не ощущаете, что вам не хватает иногда каких-то специальных теоретических знаний?

– Нет, абсолютно. Для меня большую роль играет практика, она порой важней, согласитесь. А новое легко почерпнуть из книг, общения, Интернета.

– Сегодня вы часто встречаетесь с дочерью?

– Довольно часто, например, на кинорынках в Москве. (Смеется.)

Сегодня мои друзья спрашивают ее: «Настя, как ты думаешь, этот фильм пойдет?» И она начинает рассуждать, раскладывает фильм по полочкам, и к ней прислушиваются.

Дочь Анастасия пошла по моим стопам. Сегодня она работает в Московской кинодистрибьюторской фирме

– Гордитесь дочерью?

– Да, без ложной скромности.

– Ваш супруг как-то связан с киноиндустрией?

– Нет, он прочно связан с небом. Мой супруг – летчик, теперь, правда, уже на пенсии.

– Я знаю, что оба вы очень любите баню.

– Это правда. Мне бани всегда не хватает. Сначала с пихтовым веником в парную зайдешь, потом – с березовым, после – с дубовым. Красота!

– Какие у вас ощущения после парной?

– Легкость настоящая. Только там можно расслабиться и ни о чем не думать.

– Кто ж вас на баню «подсадил»?

– Подруги пригласили попробовать – я согласилась. Сначала испугалась, было слишком горячо. А потом подобрала свою температуру, при которой мне комфортно.

– У вас много друзей?

– Так сложилось, что тесно мы дружим с несколькими семейными парами. Дружим давно. Нас многое связывает. Это прекрасно, что есть люди, с которыми легко общаться и можно им многое доверить.

– Как вы относитесь к критике со стороны друзей, коллег?

– Отношусь к ней положительно, ибо она бывает полезна.

– Вы, вообще, какой руководитель?

– К сожалению, добрый, а хочется быть строгой и объективной.

– Кому в этой жизни вы искренне благодарны?

– Людям, с которыми меня сводила судьба. Нельзя не сказать о Марине Васильевне Сахаровой (бывшем директоре кинотеатра «Центральный») – женщине с необыкновенной харизмой, глубоком профессионале, к сожалению, рано ушедшей. О ней до сих пор с теплом вспоминают все, кто ее знал.

Я искренне благодарна вице-президентам ГК «Ташир» Варужану Артеняну и Васпураку Погосяну за понимание и поддержку в работе. Их стараниями в Калуге в апреле 2010 года появилось первое цифровое оборудование, и калужане увидели фильмы в 3D.

– Вы сегодня строите планы относительно своего нового детища?

– Хочется, чтобы кинотеатр «Центральный» в ближайшем будущем вернул себе лидерские позиции и стал столь же значимым для нового поколения, каким был для нас когда-то. Мы постараемся вложить в него самую современную начинку и угодить калужанам в отношении его нового облика.

– Понимаю, что сегодня все ваши мысли об этом.

– Работа – это, безусловно, огромная часть моей жизни, но есть и семья – мой тыл, люди, которых я люблю. Счастье женщины – это душевная гармония, а чтобы ее обрести, несколько составляющих должны объединиться. Важно, чтобы близкие были здоровы, чтобы утром хотелось идти на работу, а вечером – домой, говоря словами известного героя из фильма «Доживем до понедельника».

– Что пожелаете прекрасной половине человечества в преддверии весеннего тепла и пробуждения природы?

– Каждой женщине от всего сердца желаю той самой душевной гармонии. У каждой она своя, но без нее никуда.

Текст: Ирина Личутина
Фото: Дмитрий Мамяс, архив Надежды Андриевич

Комментариев: 12

  1. НН1990 05.02.2020 в 12:11 - Ответить на это

    Какая чудесная беседа!

  2. Комик 08.07.2013 в 11:09 - Ответить на это

    Наглухо убитый Центральный так и останется убитым, не отдали армянам его. Поздравляю всех кто был против, ваша серость будет еще не один год депрессию наводить :-)

    • Диля Нуриева 12.07.2013 в 18:35 - Ответить на это

      Это не серость, знаете ли, а советская архитектура собственной персоной) А почему не отдали армянам, не в курсе?

  3. Олег Майоров 04.04.2013 в 09:08 - Ответить на это

    Наконец то прочитал все от и до! Да, «Космос» был крутой! И дерьма на экране было полно, но это нам не мешало в кинотеатр заглядывать. И вокруг все было такое зеленое. А фонтан какой рядом, помните?

    • Эллочка Людоедочка 21.04.2013 в 21:06 - Ответить на это

      Помним, а то! И гостиница «Калуга» напротив, голубые ели и не засранный воздух. Сколько было простора!

  4. Олег Майоров 04.04.2013 в 09:03 - Ответить на это

    Армяне, спасибо за три дэ!

  5. Игорь 28.03.2013 в 18:15 - Ответить на это

    У меня много друзей-армян! Ни разу не слышал ничего подобного!

  6. Игорь 28.03.2013 в 13:39 - Ответить на это

    Армяне ТАК не говорят!

  7. Алексей Петрович Вертухаев 27.03.2013 в 09:53 - Ответить на это

    Калуга — неплохой город, только русских многовато. Так говорят сами армяне. То, что их так много развелось сегодня, неудивительно. Стоило одному попробовать и вот они уже приглашают сюда своих родных, а там по цепочке. Их родственный связи гораздо крепче наших и это факт с которым не стоит спорить. Армяне с большим уважением относятся к себе подобным в о!тличие от нас.
    Ну и что «Центральный»? а 21 век чей? они ведь благо делают для нас.
    Это палка о двух концах, в деле есть и отрицательный момент и положительный. И все же, три дэ мы смотрим благодаря им, если верить тексту.

  8. Ирина 26.03.2013 в 23:08 - Ответить на это

    Был Центральный государственным, русским… А толку?… Посмотрим, что вырастет.

  9. Елена Шайдуллина 26.03.2013 в 18:54 - Ответить на это

    Наглухо убитый Боринским Центральный это тяжелая ноша на женских плечах. Тут без армян не обойтись, они помогут. Да? Калуга в последние годы без них вообще пропала бы. А мы русские сами нихрена не можем, если только пустить на самотек. Вырастет на месте нашего кинотеатра очередной ТРК и хлынем мы в него толпой, как пару лет назад в РИО. Дикари!!!

Прокомментировать

Нажмите, чтобы отменить ответ.

Интервью

Опрос

Какое название по вашему мнению больше всего подойдет новому спортивному комплексу "Дворец спорта", который вскоре будет построен на месте стадиона "Центральный"?





Посмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...



Архив опросов