Игры разума

Жить Хорошо 23 апреля 2018 0 Просмотров: 321

Калужанин Андрей Лобанов – талантливый математик, выпускник мехмата МГУ – хорошо известен в Москве. О нем и его проектах уже писал Forbes. Однако в родной Калуге о нем знают мало. «Страна должна знать своих героев», – решили мы и встретились с Андреем в один из его редких визитов домой. 

– Андрей, провинциальное образование часто ругают. А вы окончили обычную калужскую среднюю школу и поступили в один из лучших вузов страны. Как вы считаете благодаря чему?

– Образование всегда ругают, и в этом смысле совершенно непонятно, каким оно должно быть, чтобы его не ругали. В свое время Фурсенко пытался его реформировать, и у него были худшие рейтинги из всех министров. При этом у нынешнего министра высокие рейтинги. Спрашивается: это потому что все хорошо в образовании или потому что она не ворошит этот улей?

Я учился в двух школах: сначала в школе № 24, потом перевелся и оканчивал 13-ю. Мне повезло с учителями математики — это люди, во многом благодаря которым я полюбил математику. Михаил Иванович , который вел кружок по математике. Я туда пошел, и мне очень понравилось. И потом в 5-м классе у нас начал вести математику Сергей Кудрявцев. Он очень крутой. Он умеет так преподнести математику, чтобы стало интересно. И это стало дополнительным пушем для меня.

– А по остальным предметам как вы успевали?

– Успехи мои были только в технических науках. Я был таким махровым хорошистом, который иногда «плавал» по русскому языку ближе к тройке. Неосознанно я понимал, что мне это не нужно. Это, кстати, очень важно в плане детского обучения. Дети делают хорошо только то, что им интересно. А система школьного образования построена так, что с интересом ребенка никто не работает. Она построена на том, что ученик должен. А почему должен? Мне всегда была интересна математика. Мои родители поощряли мои занятия и мой интерес, и не сильно шпыняли за остальные предметы.

– Не страшно было поступать в МГУ?

– МГУ – это была мечта. Для меня люди, которые учились в МГУ, были… небожители. А когда я впервые увидел главное здание МГУ, я сказал: «Хочу здесь учиться». Трудно сказать, верил ли я или не верил, что поступлю. Мне казалось, что я могу. И приложил к этому максимум усилий. Поступал я в два университета – в МГУ и МФТИ. Прошел в оба и, конечно, выбрал МГУ.

– Вы не чувствовали к себе пренебрежительного отношения, как к провинциалу?

– Нет! Мехмат – это факультет, на котором совершенно отсутствуют понты. Царит замечательная дружелюбная атмосфера. Потому что на мехмат не поступают по блату. Помню, когда в первый день учебы мне позвонила мама с вопросом: «Сынок, ну как?» Я ответил: «Мама, я тупой!» Вообще я считал себя талантливым математиком. Но когда приехал в МГУ, увидел другой уровень. На факультете половина студентов – из регионов. Все разные, у всех разные таланты. И есть люди гениальные, у которых математика в крови.

– Считается, что математики – эдакие чудаки, не от мира сего, «штанишки по грудь, брючки в носочки». Это правда?

– Конечно, есть определенная категория ребят, которые немного смешные. Это правда. Просто гениальные люди – они другие. У них какие-то параметры мозга зашкаливают, а какие-то не развиты. Но внутри мехмата это абсолютно нормально воспринимается.

Помню, какую-то задачу мы решали группой несколько дней. И даже не могли понять, с какой стороны подойти к решению. Потом мы решили спросить одного такого «смешного» нашего однокурсника, он двукратный победитель международной олимпиады по математике. Он посмотрел задачу и сказал: «Записывайте».

– Где вы жили во время учебы?

– Как все, в общаге. Сначала с тремя соседями в одной комнате с двухъярусными кроватями. Мехмат учится в главном здании МГУ, а на старших курсах и живет в нем. И я тоже жил на 15-м этаже с видом на Москву. До сих пор, когда проезжаю мимо, мое сердце трепещет.

Курса со второго я уже понял, что в Калугу не вернусь. Я полюбил Москву. Там такая энергетика – очень быстрая, живая, которая заставляет что-то делать. Мне она подходит. В Москве я нашел настоящих друзей.

Математика настолько круто развивает мозг, что после мехмата МГУ можно работать где-угодно. Мы решали такие задачи, после которых понимаешь, что ничего невозможного нет.

– У вас было понимание, кем вы станете после окончания института?

– Математика настолько круто развивает мозг, что после мехмата можно работать где угодно. Я знаю журналистов после мехмата, крутых ученых, бизнесменов, программистов. Мы решали такие задачи, после которых понимаешь, что ничего невозможного нет.

Я быстро понял, что никогда не стану ТОП-10 мехмата, потому что у меня просто не хватает таланта и, может быть, базы. Начал участвовать в чемпионатах по решению бизнес-кейсов. Летом после 2-го курса устроился бизнес-аналитиком в компанию «Видео Интернешнл», которая занимается продажей рекламы. А через год вместе с друзьями мы создали свое рекламное агентство. Делали рекламную продукцию для малого и среднего бизнеса, доросли до 500 тыс. долларов оборота в год. Но в какой-то момент я выдохся. На крутые проекты и крутых специалистов у нас не хватало ресурсов. Поэтому приходилось работать с мелкими заказами, а это неинтересно. И бизнес вроде как растет, но не туда. А личного роста нет совершенно. Тогда я продал свою долю партнеру и вышел. Это был пятый курс.

– А что дальше?

– Одновременно с этим я участвовал в кейс-чемпионате компании McKinsey. Это крупная известная компания стратегического консалтинга. Наша команда заняла второе место. И мы, три участника команды, бросили свои работы, и начали готовиться к конкурсу на замещение вакантной должности в этой компании. Туда очень сложно попасть: 100 человек на место, шесть собеседований, строжайший отбор. И я выиграл! В McKinsey я проработал почти пять лет. Это был большой тренинг лично для меня. McKinsey – это очень большая зарплата, очень крутые проекты, очень напряженная работа. И вроде бы все шло отлично. Но в один момент я задался вопросом: «ОК. Андрей, хочешь ли ты стать партнером?» И ответил сам себе – нет. «А чего ты хочешь?» И понял, что не могу ответить себе на этот вопрос. В тот момент было ощущение, что я на огромной скорости вылетел в невесомость. У меня случился серьезный кризис. Я взял длинный полугодовой отпуск, чтобы разобраться в себе и определиться с выбором пути.

– Чем вы занялись?

– Меня всегда интересовало искусство и культура, но я в этом ничего не понимал и очень хотел разобраться. Например, почему «Черный квадрат» Малевича – великое произведение искусства? Как понимать Кафку? Почему Феллини крутой? Я пытался найти людей, которые объяснят мне это просто и понятно. Но все, кого я спрашивал, делились на две категории: одни говорили – мы тоже не понимаем. А вторые – иди изучай теорию, и потом мы с тобой поговорим… Так родился наш проект «Культурная платформа Синхронизация». Мы сделали курс мини-лекций об искусстве, которые просто и интересно рассказывают о сложных областях философии, музыки, живописи, литературы… Сейчас это один из самых больших лекториев Москвы. Этот образовательный проект выдернул меня из состояния неопределенности. Я понял, что образование прекрасно соответствует моим требованиям к деятельности. Первое – мне хотелось делать что-то кармически правильное. Второе – делать что-то значительное. 

Образование прекрасно соответствует моим требованиям к деятельности. Первое – мне хотелось делать что-то кармически правильное. Второе – делать что-то значительное

2– С чего началась «Алгоритмика»?

– С вопроса, как и чему мы должны учить детей? В мире есть две мысли по этому поводу. Что нужно учить навыкам XXI века и профессиям XXI века. Навыки XXI века – это критическое и логическое мышление, это умение работать над проектами, поставить задачу и решить ее по частям, это креативное мышление и умение работать в команде. Профессии XXI века – цифровые, инженерные профессии, интернет-инженерия. Программирование успешно сочетает в себе и одно, и второе. Я начал изучать, как в мире учат программированию, и нашел очень интересную разработку в Массачусетском университете. У меня сразу сложилось в голове, как это можно доработать, чтобы это стало очень крутым образовательным продуктом. Собрал команду, и осенью 2016 года мы запустили первые группы «Алгоритмики».

– Расскажите подробнее, в чем суть?

– «Алгоритмика» – это основы программирования. Идея алгоритмики – это IT-платформа, софт в первую очередь, который помогает учителю. Есть онлайн-система, с помощью которой проходят уроки программирования. Дети и учитель работают в классе, каждый за своим компьютером, но в едином интернет-пространстве. Курс построен в форме квеста, игры, чтобы детям было интересно. Система сама определяет уровень ребенка и выдает следующую задачу в зависимости от его возможностей. Это позволяет в одной группе, по одной и той же теме работать с совершенно разными детьми. Система дает подсказки, теоретические обоснования, направляет ребенка. Много элементов, которые мотивируют детей. За решение каждой задачи ученики получают баллы. Одновременно с этим у преподавателя тоже есть свой интерфейс. При этом преподаватель лично работает с каждым ребенком, видит, у кого что не получается, разбирает каждую задачу. В конце образовательного курса наши ученики делают индивидуальный проект – например, мультфильм или компьютерную игру, которую можно выложить в Интернет и играть с друзьями. Представляете?

Мы постоянно совершенствуем систему, «учим» ее точнее индивидуализировать образовательный трек для каждого ребенка, в это инвестируем. Над проектом работает огромная команда – 50 человек. Сегодня «Алгоритмика» – это 10 тысяч детей и более 40 городов по всему миру. Мы стартовали в Австралии, Польше, Казахстане, на Кипре.

– Как вас принимают за границей?

– Сложный момент, что Россия под санкциями. Когда слышат, что мы стратап из России, многие напрягаются. При оценке рисков это значит умножить на ноль. В российский стартап практически невозможно получить западные инвестиции. И я так понимаю, что лучше в ближайшие несколько лет не станет. Но мы планируем выйти на американский рынок. Он в сто раз больше, выше доходы, и все открыты к инновациям.

– А в России есть заинтересованность в ваших проектах?

– Мы делаем большой проект в Азербайджане. Там очень хотят обучать детей в соответствии с современными требованиями. Совместно с их министерством образования разрабатываем курс нового школьного предмета «Цифровые навыки», который будет введен во все школы страны. В России год назад мы были разработчиками проекта при поддержке Министерства связи и образования России «Час кода» – по программированию для детей. Точечно мы сотрудничаем со школами, ведем переговоры с отдельными регионами. Подали заявку, чтобы стать резидентами Сколково. На федеральном уровне пока ни с кем не общались.

В России образование очень консервативно, технологии в него заходят медленно. Но рано или поздно это все равно случится.

Я знаю, что наш проект может изменить образование во всем мире. Хочу, чтобы миллионы людей учились новым технологиям по нашим, российским разработкам. И это моя большая цель. Ради этого, возможно, мне придется уехать на какое-то время. Но я не хочу уезжать навсегда. Я действительно люблю Россию, русскую культуру, ментальность. И понимаю, что куда бы не приехал, везде буду чужим. Никогда я не буду понимать людей там, как понимаю своих.

– Как складывается ваша жизнь?

– Мне очень не хватает математики, напряжения мозга. В бизнесе до пика, как было во время учебы, все-таки не доходит. И я постоянно ищу себе дополнительную нагрузку: решаю задачки, смотрю лекции по математике. И с радостью чувствую, как скрипят «шестеренки» в моей голове.

Прокомментировать

От редактора

Интервью

Опрос

Какое название по вашему мнению больше всего подойдет новому спортивному комплексу "Дворец спорта", который вскоре будет построен на месте стадиона "Центральный"?





Посмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...



Архив опросов