Вера Черепова. Дама с горностаем

Жить Хорошо 3 марта 2016 0 Просмотров: 2620

 

Вера Черепова, дизайнер с мировым именем, стилист, участник профессиональных ассоциаций, обладательница титулов и наград, несомненный талант и авторитет в мире моды, всю жизнь посвятила меху. Она считает, что весь ее творческий путь сложился только благодаря цепочке счастливых случайностей и встреч.

- Вера, расскажите, пожалуйста, с чего началась ваша история как дизайнера? 

– Наверное, с образования. Я счастлива тем, что сразу выбрала профессию. У меня не было сомнений. Я знала, что хочу быть художником. С детства рисовала. Хотя там, где я родилась, в Тамбовской губернии, не было даже художественной школы. Была только школа-семилетка. Волею судьбы и по божьей воле моя мама привезла меня на выставку детского рисунка в Рязань. Там к нам подошел мужчина и спросил: «Девочка, ты хочешь быть художником?» Я сказала: «Очень. Но у нас нет художественной школы или студии». Это был художник из Рязани, преподаватель. И этот человек, я ему очень благодарна, стал посылать мне письма, где объяснял, как видеть цвет, как воплотить цвет в рисунке. Буквально какой-то кусочек помидора, написанный акварелью, и объяснение. Когда приболел, он передал меня молодому педагогу, и тот продолжил мое образование в письмах. Это продолжалось год. Эти люди открыли мне глаза. Я увидела многоцветие мира, почувствовала разнообразие красок. После школы поступила в Рязанское художественное училище и окончила его с отличием. Там было сильное образование, мне все прочили карьеру живописца, считали, что это серьезно, а все эти мои «тряпочки» – ерунда. 

– Ваши «тряпочки»?

– Меня сразу привлекло прикладное искусство, и я пошла в этом направлении. Училась композиции костюма, нам преподавали люди из текстильного института. Мы и шили сами, в училище и в институте это входило в программу. Шила и себе, и даже своим сестрам, хотя была младшей в семье. И даже немного вышивала. Свою дипломную работу пришлось вышивать своими руками, потому что некому было. Она была посвящена русским истокам. 

– Как же вы попали в Москву? 

– После училища мне хотелось попробовать себя в практике, и я поехала работать в Казань, в республиканский Дом моды. Однажды туда привезли выставку работ Николая Фешина. Увидев эти рисунки, в основном там были портреты, спросила: «Где же так можно научиться рисовать?» И мне сказали: «Только в текстильном!» Текстильной академии им. Косыгина. Его закончили лучшие, самые сильные модельеры России – Зайцев и многие другие. Академия стала моей мечтой. Я попросила руководство Дома моды направить меня на курсы в Москву. Честно призналась, что не вернусь. Заплачу за курсы сама и останусь там учиться. С первых дней на курсах я быстро набрала темп и даже перебрала баллов при поступлении. Мой институт для меня – храм искусства. Училась я легко и с удовольствием. 

– Когда вы стали заниматься мехом?

– Опять же по счастливой случайности на первой стажировке я попросилась в Строгановское училище и во всесоюзный Дом моделей одежды «На Кузнецком мосту» в меховой цех. В институте была только теория в области меха, практики было мало. Мех – дорогое удовольствие для студентов. А мне хотелось получить знания в этой сфере. И там я просто влюбилась в мех! После этих стажировок я стала работать в этой области. Создала свой коллектив и полностью ушла в творчество. У меня своя дизайн-студия, с которой летом мы будем отмечать 17-летие. Художник, который работает в области меха, не может работать один. Нужна целая цепочка профессионалов. На сегодняшний день люди, с которыми мы работаем, – это лучшие из лучших. Влюбленные в свое дело, все очень творческие: и скорняки, и портные, и конструкторы. Я счастлива, что бог мне послал таких людей. 

– Вы помните свое первое изделие из меха?

– Конечно. Это была коллекция из меха каракульчи, которая до сих пор является одним из моих самых любимых мехов. Та коллекция была сделана на заказ для совместного российско-швейцарского предприятия. В то время я преподавала и не могла позволить себе сделать коллекцию на свои деньги. С этой коллекцией я вступила в творческое объединение «Ирида» и стала показывать свои изделия за границей. Мне повезло, что мои изделия нашли отклик и в России, и в Европе. Когда Пьер Карден приехал после десятилетнего перерыва в Россию, за пару дней до его конкурса мне позвонили и сказали, что я могу принять в нем участие. Мне это было лестно. Карден был мой кумир. Один из мэтров, чье творчество мы изучали, на ком учились. Мои работы получили высокую оценку, сам Мастер вручил мне золотую медаль конкурса и сертификат, дающий право показа во Франции. Я приняла участие в фестивале искусств в Лакосте, где показала свою коллекцию. И вот этим изделиям очень взыскательная публика аплодировала стоя. И я отметила про себя: «Вот так встречают русских дизайнеров!» 

– Что вас вдохновляет? 

– Все, что вокруг, – ритм времени, ощущение завтрашнего дня – диктуют линии и формы. Это может быть путешествие, кино, искусство. Я стараюсь запомнить образ или зарисовать, если есть возможность. У меня два основных направления в творчестве: минимализм, простота, лаконичность, архитектурность форм и линий. И русская тема, с которой я когда-то поехала в Лакост. Коллекция «Сказка» была на тему русского искусства, вдохновленная Билибиным, Васнецовым. Не так давно была презентация проекта «Красавицы России» Сергея Рзаева, где были использованы мои меха. Я создала коллекцию в русском стиле, где применялись новейшие технологии в соединении с ручной работой. Эта декоративность, сказочность, фактурность, эмоциональность русского искусства притягивает. Поэтому во всем мире актуален интерес к русской моде, к русскому искусству. 

 

Интерес к русскому человеку, к русской культуре, к русской нации всегда был высок. И политическая ситуация даже обостряет это внимание 

– Даже сегодня? 

– Сейчас особенно. Интерес к русскому человеку, к русской культуре, к русской нации всегда был высок. И политическая ситуация даже обостряет это внимание. Мода демократична. Но коллекции российских дизайнеров привлекают, когда они имеют самобытную основу. Никому не интересен русский дизайнер, который занимается универсальной модой. 

– Какие технологии используются в обработке меха? 

– Технологические возможности позволяют из меха сделать тканеподобные, бархатоподобные, вельветоподобные материалы, при этом сохранив все его лучшие свойства. Это лазерная выстрижка, перфорация. 

– Зоозащитники, экологи, «зеленые» активно выступают против использования натурального меха. 

– Я считаю, что в таких климатических зонах, как наша, в северных холодных странах, натуральный мех просто необходим. При всех достоинствах синтетических материалов они не так полезны, как натуральные. В стремительном темпе современной жизни мех дает человеку ощущение тепла, особую ауру спокойствия, защищенности. 

Конечно, человек должен быть ответственен за сохранность живого мира. Нельзя истреблять исчезающие виды животных. Нужно разумно планировать жизнь земли, природы. Например, сочетать мех с другими материалами, использовать мех минимально для утепления. В той же Англии считается нормой носить каракульчу, но возмущение вызывает одежда из меха рыси. Но то, что мех не выйдет из моды никогда, – абсолютно точно. Кроме того, Россия и мех – синонимы. Мех – это национальное достояние России, наше богатство, наше «мягкое золото». Меховой промысел всегда был одним из основных в нашей стране.

– Вы предпочитаете работать с отечественными или зарубежными производителями?

– Я работаю с русскими производителями при условии хорошего качества меха. Отечественный мех сейчас даже лучше, чем представленный в Милане. Очень люблю работать с бухарской каракульчой – она прекрасной выделки. В марте я, как правило, летаю в Милан на выставку мифур. Знакомлюсь с новыми технологиями обработки мехов, смотрю, как работают другие дизайнеры, ощущаю себя, свое место. Иногда с гордостью отмечаю: что только показывают в новых коллекциях, уже носят мои клиенты. 

– Каковы сегодня тенденции меховой моды? 

– Одно из основных направлений этого года – орнаментальность меха, его многоцветность, лоскутность. Если говорить о видах меха, в прошлом году был очень актуален соболь. Много лет подряд актуальна каракульча. Есть меха, которые постоянно в классике и из моды не выходят. Это норка, пушнина, каракульча. Можно сказать, что женщина в любом мехе всегда будет модной. 

– Для большинства женщин хорошая натуральная шуба – редкое событие в жизни. Что вы можете посоветовать в таком случае? 

– Сейчас меха уже не настолько недоступны. Всем советую не следовать слепо моде. Мода очень разнообразна, изменчива. Нужно создавать свой стиль, понять себя. Каким человек хочет показать себя миру, обществу. Не обязательно покупать шубу в пол, это может быть меховой жакет, курточка или пальто. Иногда достаточно даже несколько меховых аксессуаров. В нашей новой коллекции мы комбинируем ткань с каракульчой. Это очень красиво и демократично. Я люблю, когда одежда как вторая кожа. Чтобы человек не чувствовал, что он наряжен. 

– Меховые аксессуары – это очень интересно! 

– Очень люблю эту тему. Аксессуары – очень выразительное средство раскрытия образа. Это может быть меховой шарф или галстук. Лет пять уже я делаю косынки из щипанного меха, норкового «кашемира», из каракульчи. Ее можно надеть как шейный платок или накинуть на одно плечо. Модны сумки-клатчи из меха, сумки-муфты. Горжетки очень популярны. Мы делаем не только нарядные горжетки, но и трансформеры на любой случай, которые можно носить как шарф-жилет. 

– А с мужчинами вы работаете? 

– Да, конечно. И мне, кстати, очень нравятся мужчины как клиенты. Мужчины стали одеваться очень интересно, неординарно – интеллектуально. У мужчин нет рамок, консерватизма. Они более свободны в поиске себя. Мужчины очень хотят выразить свою индивидуальность и умеют четко выразить свои желания. 

– Какие меха подходят мужчинам? 

– Это может быть меховое пальто или жакет из каракульчи, например, или енота. Норка занимает прочное место в гардеробе мужчин. Из щипаной или коротковорсовой. Орнаментальные меха. 

– Вера, про мех вы знаете уже все. Не хотите поработать с другими материалами?

– Меня вела судьба, и я ни разу не изменяла своей профессии. Мне нравится работать с этим материалом, и он меня очень вдохновляет. Думаю, что это любовь на всю жизнь.   

Проект «Красавицы России» / Стилист, визажист – Сергей Рзаев /
Фотограф – Саяр Юнисов / Меховые изделия – дизайнер Вера Черепова

Прокомментировать