Её профессию предопределила сама судьба. Галина Владимировна Новикова — энергетик в третьем поколении и не понаслышке знает все о нюансах профессии. Сегодня Галина Новикова — генеральный директор ПАО «Калужская сбытовая компания», которая является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории всей Калужской области и обеспечивает стабильное и надежное энергоснабжение населения и предприятий региона. О своем пути в энергетику, об учителях и о том, что такое настоящая команда, она рассказала в нашем интервью.
Реклама. ПАО «Калужская сбытовая компания». Erid: 2SDnjca947A
— Галина Владимировна, вы всю жизнь — в большой энергетике. Почему именно эта профессия?
— Моя энергетическая история началась на подстанции 110 киловольт «Агеево», где мой отец работал диспетчером. Я выросла на этой подстанции. Каждый вечер засыпала под гул трансформатора, каждый день видела провода, изоляторы, много сложного энергооборудования. С детства знала, как все эти детали называются и для чего нужны. Буквы учила по инженерным книжкам.
— Поэтому вопрос «Кем вы хотели стать в детстве», наверное, излишний?
— Каждому ребенку хочется работать там же, где трудятся родители. Да, я с детства мечтала стать энергетиком. Значения этого слова еще до конца не понимала, но знала, что хочу быть связана вот с этим всем: с проводами, оборудованием, всей этой мощью.
У меня были хорошие примеры перед глазами: папа, мама, дед… Дедушка, Новиков Никита Михайлович, был личностью разносторонней. Учитель. Прошел войну. После войны работал энергетиком, диспетчером на подстанции. В свободное от работы время чинил людям ламповые телевизоры. А еще он был художником, рисовал картины маслом. С ним и с бабушкой я провела в детстве очень много времени. Бабушка, помню, всегда со мной советовалась. Это был ее подход к воспитанию. Мне шесть лет, а со мной обсуждают вопросы по хозяйству: как и что будем делать, что и где будем сажать и выращивать. И прислушивались!
— Расскажите, какая первая запись в трудовой?
— «Калугаэнерго», где работали мои родители. Даже не рассматривала другие предприятия. Помню, я пришла на собеседование к генеральному директору «Калугаэнерго» Борису Григорьевичу Кипелову. Рассказала, почему хочу здесь работать. Борис Григорьевич очень уважительно отозвался об отце, о деде, о маме. В конце разговора, как обычно это бывает, сказал: «Хорошо, мы тебе позвоним». И через день позвонили: «Мы тебя берем». Должность была самая простая — техник в приемную, и для первого этапа «рабочей жизни» это было самое то, очень полезно.
— Кипелов — личность в калужской энергетике легендарная… А кого еще вы могли бы назвать своими учителями?
— Мне везет на хороших людей. Я вообще считаю, что настоящая школа — это не вузы и не учебники, а люди, с которыми нас сводит жизнь, и те уроки, которые мы от них получаем. Много важного я взяла от своей мамы. Много важного пришло от Ирины Викторовны Яшаниной, первой женщины в России, которая возглавила энергосистему региона. Например, она научила меня не бояться ответственности и всегда делать больше, чем поручено. «Вникай в процесс, изучай, показывай результат!» — учила она меня. И с тех пор я стараюсь всегда следовать этому совету.
Это напутствие дало хороший результат. Уже через пару лет я совместно с коллегами занималась самыми разными направлениями работы калужской энергосистемы. Например, меня назначили секретарем совета директоров, я подключилась к работе корпоративного отдела и подразделений, занимающихся вопросами собственности всех девяти филиалов МРСК Центра и Приволжья, а это Калужская, Тульская, Рязанская, Нижегородская, Кировская, Ивановская и Владимировская области, Удмуртская Республика и Республика Марий Эл.
Самым продолжительным и при этом самым интересным этапом стала работа на направлении PR и GR: несколько лет я возглавляла Департамент по связям с общественностью и органами власти МРСК Центра и Приволжья. Каждый из этих этапов приходилось изучать с нуля. Но каждое новое направление расширяло кругозор.
— Как получилось, что вы поменяли электросети на энергосбыт?
— Пришло время что-то поменять. Говорят, что энергетика «не отпускает», из нее нельзя уйти совсем. Так получилось и у меня. Я возглавила дочернее общество Калужской сбытовой компании — АО «Облэнергосбыт». Тогда коллектив этого предприятия состоял из четырех человек. Вникла в работу, появились идеи развития. Хорошим стимулом для нас стало принятие 522-го федерального закона по установке «умных» приборов учета в многоквартирных домах. Наша компания включилась в этот процесс. Это было очень амбициозно. Мы «вгрызались» в тему установки приборов учета, разрабатывали технологическую цепочку, продумывали все процессы: какую технологию выбрать, какие счетчики ставить. Изучали поставщиков. Через несколько месяцев в этом новом для всей страны деле мы стали профессионалами.
Начали набирать персонал, в первую очередь электротехнический — сотрудников, которые будут эту работу вести. В какой-то момент наш небольшой коллектив вырос до 10 человек, все сдружились, начали работать «на одной волне». Мы постепенно расширяли функционал и свои возможности. Сегодня «Облэнергосбыт» — это успешная компания, где установка приборов учета лишь одно из направлений деятельности. Численность персонала — более 30 человек. Горжусь тем, что смогла их зарядить и что заряд этот у них сохраняется.
— Почему же ушли оттуда?
— В 2021 году поступило предложение возглавить головную компанию – Калужскую сбытовую. Работу в «Облэнергосбыте» я всегда вспоминаю с легкой ностальгией. Сегодня компания не снижает оборотов в своем развитии, в том числе потому что во главе стоит сильный руководитель.
Калужская сбытовая компания:
Территория обслуживания — Калужская область
Количество сотрудников — 461
Количество отделений — 4
Количество производственных участков — 30
Объем электроэнергии, закупленной в 2023 году для нужд Калужской области, — 5,1 млрд кВтч
— Калужская сбытовая компания — ресурсоснабжающая организация с коллективом более 450 человек. Огромная ответственность перед областью. Сложно было на первых порах?
— Если скажу, что все было просто, конечно же, слукавлю. Вообще не просто! Особенно первые несколько месяцев. В компании до меня сложился сильный коллектив, все — энергетики с большим стажем. Встать во главе такой команды — большая ответственность. Это был сложный этап в жизни, и я благодарна коллегам и своей семье за поддержку.
Это очень важно!
— На что пришлось в первую очередь обратить внимание на новом месте?
— Познакомилась с проблемами и задачами, которые решает персонал. Определила стратегию развития. Начала обращать внимание не только на производственные процессы, но и кадровую и социальную политику. Компания идет по пути развития, появляются дополнительные направления — и очень важно, чтобы сотрудники были готовы «подхватить» эти новшества. Начали проводить обучающие семинары и тренинги. Впервые в истории компании организовали корпоративную спартакиаду.
— Действительно, Калужская сбытовая компания меняется. Мы видим новое брендирование, мобильное приложение, центры обслуживания. И все это появляется в очень короткие сроки…
— Да, мы обязаны развиваться, потому что жизнь не стоит на месте. Люди хотят жить хорошо, ценят удобство, комфорт и собственное время — и нам важно уважать эти ценности. Мы делаем все, чтобы каждый потребитель мог оперативно передать показания прибора учета, оплатить потребленную электроэнергию, иметь под рукой статистику своего энергопотребления, легко оплачивать счета за близких.
Для этих целей год назад мы создали мобильное приложение. Оно называется «Свет КСК». Это очень удобный бесплатный сервис, позволяющий решать все вопросы, связанные с энергоснабжением, не отвлекаясь от утренней чашки чая.
— Да, сотрудники нашей редакции уже оценили вашу новинку…
— Рада, что вам понравилось. «Свет КСК» — это один из поводов для моей личной гордости! На сегодняшний день приложение уже установили более 50 000 пользователей! И эта цифра постоянно растет.
В то же время есть определенные категории людей, которым важно решать вопросы не в интернете, а вживую. И для этого мы постепенно развиваем сеть единых центров обслуживания потребителей — они есть в Калуге, Обнинске и Кирове, скоро появится четвертый.
Мы расширяем возможности общения со специалистами компании. Кроме личного визита в КСК, потребители могут позвонить нам в Единый контакт-центр по телефону 8-800-600-0990. А еще можно написать в наши социальные сети — и оперативно получить ответ специалистов. Сегодня все это уже норма, но еще два года назад и приложение, и единый контакт-центр, и центры обслуживания, и соцсети были лишь проектами.
— Откройте секрет, как все это удается в такие сравнительно короткие сроки?
— Легко развиваться и идти вперед, когда есть поддержка на всех уровнях: на уровнях власти, акционеров, коллег.
— Что сейчас в приоритете?
— Главная задача гарантирующего поставщика — покупка электроэнергии для нужд области. Чтобы регион жил, ему нужна энергия, и эту энергию КСК ежедневно закупает на оптовом рынке, всю, до последнего киловатта. И обеспечивает своевременные расчеты с сетевыми и инфраструктурными организациями.
Чтобы эту задачу решать, мы должны вовремя собирать средства за потребленный ресурс. Но не все это понимают. Никому не нравится платить по счетам. Случаи бывают разные, приходится вникать, понимать, совместно решать вопросы. Знаете, как не хочется доводить до крайних мер — передачи дел в суд, отключения потребителей! Мы рассчитываем на порядочность, на соблюдение договорных отношений, но так бывает не всегда. Мы благодарны администрации региона за помощь, которую она оказывает в особо сложных случаях.
А еще хочу сказать спасибо персоналу Калужской сбытовой компании. Благодаря нашим общим усилиям ситуация с платежами за энергоресурсы вышла на новый уровень.
— Какие цели вы ставите перед Калужской сбытовой компанией на пару ближайших лет?
— Ну до предела развития мы точно еще не дошли. Взять, к примеру, IT-направление и искусственный интеллект — они дают столько возможностей для дальнейшей автоматизации процессов! Мы будем стремиться к тому, чтобы с нами было еще комфортнее.
Работа на оптовом рынке электроэнергии, взаимоотношения с юридическими лицами, развитие экологического направления — в эти процессы можно углубляться бесконечно. Конечно, мы уже не в начале пути, но и пожинать плоды еще точно рано.
Сегодня мы реализуем во многом уникальный проект по развитию городской инфраструктуры зарядных станций для электротранспорта на территории Калуги и Калужской области. Как известно, с каждым годом электротранспорта в России все больше. Это становится нормой. Но неоспоримые плюсы: экологичность, низкая стоимость поездки, высокая надежность и простота эксплуатации перекрываются одним большим минусом — слабой инфраструктурой зарядных станций.
Почему именно мы? У нас есть компетентный электротехнический персонал. Наша компания имеет большой опыт инвестиций в энергетическом секторе. Мы имеем развитую ИТ-инфраструктуру, опыт разработки и сопровождения сложных «цифровых» проектов. Сделано уже несколько конкретных шагов в реализации проекта. Составлена «дорожная карта», определены места установки зарядных станций. Работа идет полным ходом. Через несколько месяцев проблема нехватки зарядной инфраструктуры в Калуге уйдет в прошлое.
— Вы большую часть жизни — в роли руководителя. Скажите, что такое для вас настоящая команда? С каким коллективом можно сворачивать горы?
— Очень важно, чтобы люди, с которыми мы «в одной лодке», не просто понимали направление движения, но и разделяли общие ценности. Мне нравится, когда говоришь с человеком — и видишь, что он слышит, с энтузиазмом подхватывает и развивает твою мысль. Только так достигается результат.
А самое тяжелое для меня — видеть, что человек не верит в общую идею, не хочет верить. Зато как радует, когда и у таких коллег «зажигаются глаза». В Калужской сбытовой компании сегодня сформировалась отличная команда, с которой можно заходить в любые, самые крутые проекты. Я горжусь, что работаю с такими людьми!
текст: Ольга Маковеева
фото: Татьяна Соколова и из архива Галины Новиковой
Благодарим за помощь в организации съемки отель Four Points by Sheraton Kaluga