Грибной start up

Жить Хорошо 6 декабря 2013 0 Просмотров: 2961

Эколог по образованию, москвич Илья Воронцов не побоялся приехать в хвастовичскую  деревеньку и начать собственный  бизнес. Да еще направления, для России пока диковинного, – выращивание грибов. Рискнул и не прогадал. Проект оказался настолько интересным, что Калуга с радостью поддержала это уникальное производство.  

– Илья, действительно Калуга вас так сильно поддержала?

– Да, так и было. В далеком 2000 году, когда мы только начали строить свое предприятие, нам была оказана поддержка – это была компенсация части затрат на приобретение производственного оборудования. Были очень искренне удивлены, что здесь декларируемые программы действительно работают. За те пять лет, что мы находимся в Калужской области, мы построили цех по производству субстрата для выращиваний культивируемых грибов и грибную ферму, где из этого субстрата уже непосредственно выращивали грибы, разработали много интересного оборудования для своих целей, полностью автоматизировали этот процесс. Главный акцент мы делаем, прежде всего, на качество. 

Калуга на начальном этапе становления компании оказала громадную поддержку по компенсации части расходов  

– Илья, а как вы пришли к этому направлению?

– Какое-то время я занимался стартап-проектами. И вот мы узнаем, что на юге Калужской области есть очень интересная территория, там  раньше находился колхоз. Мы перебрали очень много всевозможных сельскохозяйственных направлений, чтобы найти оптимальный вариант использования. И каждый раз находили преграду, почему там это делать нецелесообразно. Так мы дошли до продукции защищенного грунта – непосредственно до грибоводства. Проанализировав ситуацию, поняли, что рынок сбыта очень большой: в настоящий момент в Россию импортируется 95% объема потребляемых культивируемых грибов – шампиньонов, вешенок, шиитаке и т.д. В России выращивается менее 5% грибов!

– То есть ваш бизнес основан, прежде всего, на экономических предпосылках?

– Так и есть. Мы действительно нашли экологически чистое место, где нет никаких крупных производств. Ведь гриб через себя прогоняет очень много воздуха и воды, и если экология неблагоприятная, то гриб это все вберет в себя. Для того чтобы гриб хорошо выращивать, требуется определенная концентрация СО2 в воздухе. Хвастовичский район в этом плане – идеальное место. Наше основное производственное сырье – солома – некоммерциализированный продукт растениеводства. То есть, по сути, мы берем отход, выращиваем на нем грибы, а уже из отходов своего производства получаем биогумус. Отходов на выходе нет.

– Ваш основной продукт – это грибы или субстрат?

– Основной наш упор – обеспечить существующих и потенциальных грибоводов субстратом. Это ключевое звено, позволяющее обеспечить российские магазины грибами российского производства. По цене этот гриб будет значительно дешевле европейских производителей, ввиду отсутствия транспортных и таможенных расходов.

– Ваш производственный гриб – вешенки?

– Сейчас да. Но в дальнейшем мы планируем расширить линейку производимых субстратов и линейку выращиваемых грибов. Дело в том, что для выращивания многих грибов требуется древесина, и мы как раз находимся в том районе, где много подходящей древесины. Мы этим займемся, дайте время.

– Илья, с какими-то трудностями вам приходилось сталкиваться?

– Есть трудности терпимые, а есть те, которые являются реальным барьером. Ну нет у нас нормальной мобильной связи в районе, мы знали, что ее нет на момент вхождения на эту площадку, так или иначе мы приспособились к этому. Была и реальная преграда, связанная с электричеством. Если бы не личное вмешательство губернатора – мы бы пришли к тому, что оснастили бы объект, но не смогли бы добиться электропитания.

– Калуга вам помогла организоваться, компенсировать издержки, предоставила вам хорошую в плане экологии зону. Рабочих мест для калужан нет, продукцию вы планируете реализовывать в других областях. Какая от вас польза нашему городу?

– В первую очередь – это налоги, которые мы платим по месту нахождения. И Калуге даже выгодно, что у нас иностранные рабочие, так как подоходный налог для них не 13, а 30%. Для местного бюджета это плюс.

– Это ваш основной бизнес сейчас?

– Да, это мое основное направление.

– Вы на данный момент своим бизнесом полностью довольны?

– Не представляю себе коммерсанта, который на этот вопрос ответит положительно. Даже если спросить об этом тех, кто входит в список «Форбс», они ответят – нет. Хотелось бы больше сделать, иметь уже действующее предприятие, много чего хотелось бы. Но у нас сейчас очень хорошая стартовая позиция, очень хорошая перспектива – вот этим я доволен. А так, конечно, мы находимся на этапе инвестирования, когда приходится вкладывать–вкладывать–вкладывать.

– Поделитесь ближайшими планами?

– Мы на три года поставили себе задачу выйти на свой объем, планируем производить 80 тонн субстрата в сутки. Проблема в том, что сейчас рынок не готов вырастить из него столько грибов. Продать такое количество грибов рынок готов, а вот вырастить – нет. Нет таких грибных ферм, готовых к подобным объемам. Но я точно уверен, что за три года они появятся. Чтобы было понятно в абсолютных цифрах: из этих 80 тонн можно выращивать ежесуточно около 20-25 тонн вешенок. Это то, к чему мы за три года хотим прийти.

– А сами бы вы не хотели такое производство организовать?

– Конечно, хотелось бы. Но у нас на это не хватит ни сил, ни средств, чтобы тянуть два бизнеса одновременно. Нужно делать свое дело, особенно на этапе становления. Если появится инвестор, мы можем стать оператором такого бизнеса. Технологическое сопровождение – это то направление, которым мы планируем заниматься.

Текст: Екатерина Зимина
Фото: из личного архива Ильи Воронцова

Прокомментировать