Курочка Ряба и Солдат с Царевною

Жить Хорошо 6 декабря 2016 0 Просмотров: 1381

Калужский Театр юного зрителя  открыл свой новый, 52-й сезон сразу двумя спектаклями. По сути дела — двумя премьерами. 

И это при том, что самая первая постановка сезона – спектакль «Загадка курочки Рябы» – впервые была представлена на сцене ТЮЗа еще в 42-м сезоне, почти десять лет тому назад. Но дело в том, что на этот раз театральное действо было разыграно не в помещении театра, а в Гостином дворе, чуть ли не под открытым небом, в пронизанном ветром, шумом, говором городском пространстве.

Это было необычно, ново. Но потребовало и немалой выдумки, и разнообразных трудов. Надо было «вписать» театральное зрелище в безбрежность быта, соотнести краски и звучание спектакля с ритмами самого сердца старой Калуги. И ТЮЗ очень постарался, чтобы это случилось.

Еще до начала спектакля артисты ТЮЗа устроили целое празднество для собравшейся на старинной площади малышни: пляски, хоровод. Само представление было динамичным, ярким, предельно напряженным – так что зрители, поддерживавшие актеров хлопаньем в ладоши, были еще и соучастниками театрального действа. Но при этом, будучи чрезвычайно динамичным, спектакль ни в коей мере не растерял свою содержательную глубину: четко прочитывалась идея противостояния истины и фальши, духовной красоты и пошлости. И совсем уж замечательный финал всей этой акции, когда, словно бы по режиссерской задумке, вдруг расступилась пелена туч, засияло солнце – и артисты, к восторгу публики, стали раздавать детям воздушные шарики.

Самая же главная премьера состоялась на следующий день. Теперь уже на сцене ТЮЗа. Михаил Визгов, главный режиссер театра, поставил спектакль «Солдат, царевна и волшебная дудочка» по пьесе М. Гусева.

Вообще-то говоря, пьеса эта была написана еще в давние советские времена. И есть в ней немало такого, что представляется ныне странным и не очень-то правильным. И Царь-то – дурак. И Воевода – негодяй и солдафон. В общем, все – в духе марксистско-ленинской этики и эстетики.
Однако же Михаил Визгов сознательно, целенаправленно вышелушил из, казалось бы, сугубо советской пьесы ее исконно русское содержательное ядро. Прежде всего смещены акценты. Царь глуп? Да, глуп, но вовсе не потому, что он царь. И Воевода туповат вовсе не потому, что он – воевода. Всякого рода антимонархические и антидворянские моменты изящно и деликатно сведены на нет.

В конце концов всякий человек может оказаться дураком – вне зависимости от того, царь он или простой мужик…

Не о том речь. Не о том размышления создателя спектакля.

Главные герои спектакля – Солдат (роль эту поочередно исполняют Иван Денисов и Владимир Киселев) и Царевна (Екатерина Крохмалева и Виктория Балашова). И они – плоть от плоти народу русского (да-да, и Царевна – тоже!). И связует героев конечно же самая настоящая любовь. И любовь эта, наивная, трогательная, чистая, много весомее и ценнее любых богатств и любой власти.

По ходу спектакля именно народное начало все явственнее проступает и в обликах, жестах, повадках буквально всех персонажей спектакля – часто и не очень-то положительных. И Царь (Кирилл Ланцев и Станислав Горталов), и Воевода (Анатолий Сотсков, Алексей Алешко, Александр Терехов), и Царица (Екатерина Семина, Наталья Леонтьева), и преданная ей Агафья (Евгения Одинцова, Евгения Сухотина), и даже сама Баба-яга (Маргарита Четверикова, Татьяна Гусева) – все они обаятельно сказочны, красочно милы даже и в самых нехороших поступках своих, забавно нелепых, почти что дурашливых.

Самый строй действа подчиняется все более ритмам народной русской музыки, народного танца. Тут уже хорошо потрудились автор музыкального оформления Денис Сергеев и звукорежиссер Юрий Корягин. Хороводы и пляски в постановке Алексея Алешко.

Доброта любви представлена как тот идеал, к которому любая человеческая жизнь должна быть устремлена

И конечно же завершается спектакль победой любви, которая всем в радость. Даже и тем, кто с нею отчаянно боролся.

Вот такая добрая театральная сказка. Но отнюдь не идиллическая. Не отдаленная от жизни, в которой, конечно, зла поболее будет, чем добра.

Тут доброта любви представлена как тот идеал, к которому любая человеческая жизнь должна быть устремлена. Ведь адресуется спектакль – к мальчишкам и девчонкам, судьба которых только еще складывается, которым так нужны четкие нравственные ориентиры и достойная человека цель.

Текст: Владимир Обухов, искусствовед, член Союза российских писателей
Фото А. Никитин

Прокомментировать