Наперекор судьбе

Жить Хорошо 25 мая 2017 0 Просмотров: 1505

В марте состоялся показ музыкального спектакля «Последняя любовь Колчака». Постановка стала ярким событием театральной жизни города. 

Постановка вызвала самые искренние эмоции: потрясенные зрители не могли сдержать слез. Однако после премьеры спектакля в соцсетях началось активное обсуждение этого события. Кто-то восхищался постановкой, а кто-то называл «Последнюю любовь адмирала Колчака» пропагандой белого движения и, даже, адюльтера. Ведь на момент знакомства Александр Колчак и Анна Тимирева оба были женаты.

- Никто не сказал, что плохой спектакль. Да, многие, увидев афишу, будто сходили с ума. Мол, кого вы тут решили возвеличить? — комментирует режиссер постановки Леонид Клец. — Мы старались как можно меньше затрагивать тему войны и политики, стремясь показать историю любви двух людей. О том, что происходило в Сибири – у нас ни слова. Мы не знаем, что там происходило на самом деле. Многие обвиняли нас в том, что «мы за белых». Мы ни за «белых», ни за «красных» – мы за любовь.

Идея поставить спектакль о любовной истории Александра Колчака и Анны Тимиревой возникла спонтанно. Актеру Калужского драматического театра Леониду Клецу и артисту Алексею Майорову захотелось создать музыкальный спектакль на историческую тематику. Их привлекло начало XX века — время неспокойное и сложное, когда судьбы людей менялись в считанные секунды.

- История Колчака и Тимиревой очень интересная, и если отбросить всю шелуху вокруг этих имен, а взять именно отношения между мужчиной и женщиной, то мы увидим очень красивую и высокую историю любви, — говорит Леонид Клец. — Александр Васильевич Колчак интересен не только с точки зрения роли в истории, но и как личность. Он был настоящим патриотом России, выступая за перемены, которые, по его мнению, привели бы страну к лучшему. Именно поэтому он остро переживал все, что происходило вокруг. К этому добавилось и личное переживание – встреча с Анной Тимиревой.

Несколько лет их роман продолжался только в письмах. Он писал Тимиревой: «Вы пишете, что я не хочу с вами общаться, но это не так. В стране происходят такие события, что я не могу думать о чем-то другом, ведь я офицер, я солдат».

Снова они встретились уже в Гражданскую войну. С того момента Тимирёва решительно порвала со своим прошлым и стала повсюду следовать за адмиралом до конца.

Подготовка «Последней любви адмирала Колчака» заняла около двух лет. За это время Леонид Клец и Алексей Майоров перечитали сотни архивных документов и писем. Самой тяжелой задачей было найти то, что можно обыграть на сцене таким образом, чтобы это было интересно и понятно зрителю. Больше всего авторов спектакля поразила переписка между Александром Колчаком и Анной Тимиревой.

Кто-то восхищался постановкой, а кто-то называл «Последнюю любовь адмирала Колчака» пропагандой белого движения и, даже, адюльтера. Ведь на момент знакомства Александр Колчак и Анна Тимирева оба были женаты.

- Переписка была настолько высокохудожественной, что никакой дополнительной литературы и не потребовалось. Умели тогда люди писать письма! Что не письмо, то поэма, — признается исполнитель главной роли Алексей Майоров. — До глубины души мне понравился монолог, составленный по одному из писем Анны Васильевны: «Я стою на пороге неведомого огромного мира. Пусть будущее мы видим гадательно, как сказал Апостол «сквозь тусклое стекло», но пребывает с нами Вера, Надежда, Любовь. И Любовь из них больше…».

«Последняя любовь Колчака» рассказана от лица Анны Тимиревой, роль которой потрясающе исполнила актриса Анна Сорокина. Именно она стала стержнем и постановки.

Особенного внимания заслуживает музыкальная составляющая спектакля, отвественным за которую выступил Алексей Майоров.

- Мы не ставили перед собой задачу использовать произведения исключительно из той эпохи. Разная музыка разных времен была стилизована под старинные романсы. Например, в постановке была задействована песня «Назначь мне свидание», которая до этого звучала в фильме «Старые клячи» в исполнении Людмилы Гурченко. Благодаря новой аранжировке у зрителей создалось впечатление, что песня была написана специально для спектакля. Музыкальный материал усилил основные моменты постановки.

Музыкальная группа — струнный квартет, гитара, ударные. За роялем — Виктория Тантлевская. Интересно, что музыканты все время действия остаются на сцене, как безмолвные свидетели и участники событий.

«Верховный правитель России адмирал А. В. Колчака был расстрелян 7 февраля 1920 года в 5-м часу утра в устье реки Ушаковки близ её впадения в реку Ангару. В последней записке, перехваченной чекистами, Колчак сообщал: «Я только думаю о тебе и твоей участи – единственно, что меня тревожит. О себе не беспокоюсь – ибо всё известно заранее… Милая, обожаемая моя, не беспокойся за меня и сохрани себя». После расстрела Колчака Анну Тимиреву выпустили из тюрьмы по амнистии. Но уже в июне 1920-го ее отправляют сроком на два года в Омский концентрационный лагерь принудительных работ. В общей сложности Анна Васильевна была арестована восемь раз и провела в тюрьмах около 40 лет.

 Где, жизни сдав себя на милость, 
На крестный путь ступила я 
И где навек переломилась
Судьба печальная моя!

За связь с Колчаком Анна Тимирева заплатила дорогой ценой. Ее 24-летнего сына от брака с Тимиревым Володю, талантливого художника, расстреляли 17 мая 1938 года. Последние годы жизни она прожила в одиночестве, в Москве, в маленькой комнатке коммуналки. За пять лет до смерти, в 1970-м, она пишет строчки, посвященные главной любви своей жизни:

Полвека не могу принять
-Ничем нельзя помочь:
И все уходишь ты опять
В ту роковую ночь.
А я осуждена идти,
Пока не минет срок,
И перепутаны путиИсхоженных дорог…
Но если я еще жива
Наперекор судьбе,
То только как любовь твоя
И память о тебе.

Прокомментировать