Вот опять окно

Жить Хорошо 13 марта 2024 0 Просмотров: 471

image-03-03-24-11-12-1Василий Коняев — непрофессиональный художник. В свободное от работы время он создает очаровательные миниатюры с видами Калуги на деревянных спилах в редкой, почти забытой уже технике — пирографии.

— Василий, с чего началось ваше художественное увлечение?
— С любви к истории и родному городу. Мы с женой немного повернутые на этой теме, на старинной архитектуре. Много ездили, ходили и снимали старые дома, церкви, детали. Собрали огромный фотоархив Калуги и области с памятниками архитектуры, достопримечательностями. У нас более 30 тысяч фотографий Калуги, сделанных в разных ракурсах, в разное время суток, время года. И всегда она выглядит по-разному. Есть дома, которые «тянут», к ним возвращаешься снова и снова.
— Например?
— Гостиные ряды. Или Дом Ципулина. Наконец им занялись. А до этого сколько лет он стоял заброшенный! Обветшал весь. А таких домов в России, наверное, штуки три всего. Деревянное зодчество исчезает очень быстро. Если каменные дома как-то сохраняют, переделывают, восстанавливают. То с деревом связываться никто не хочет — это очень сложно и дорого. В свое время ещё Анатолий Артамонов, кажется, предлагал Дом Ципулина включить в туристический маршрут нашего города. И мы видим, что наконец эта идея воплощается в жизнь.
— Когда вы перешли от фото к делу?

 Шесть лет назад жена подарила мне на Новый год выжигательный аппарат. До этого я даже ни разу не держал его в руках. Помните, в детстве у многих детей были такие аппараты, но у меня не было. И я достал кусок фанеры и решил попробовать.

— Что вы изобразили?
— Первая работа была — конечно, маленький домик. Какое-то время делал панорамы города на фанере. Позже ушел от фанеры. Все-таки это искусственный материал, смотрится дешево и неинтересно. Дерево сложнее в подготовке, в использовании, в обработке, но оно настоящее. Сначала спилы я покупал, теперь готовлю сам. Вообще, за короткий период я изучил столько всего: обработку дерева, технологии, приобрел инструмент.
image-03-03-24-11-40-1image-03-03-24-11-12— Какое дерево вы используете?
— Сначала мне нравилась береза. Потом перешел на дуб. Своим оттенком он передает ощущение тепла. Покупал дуб южных пород, но он слишком идеален. А мне нужно, чтобы дерево выглядело старым, с историей. Долго подбирал лак, который не дает затемнения. Многие говорят: «Зачем так заморачиваться? Остановись, так сойдет». Нет, не сойдет. Должно быть так, как я это представляю в своей голове.
У вас много работ, посвященных окнам. Почему?
— Окна — это магия, это свет. Это жизнь. Окно всегда притягивает взгляд. Мой особый интерес — наличники. Это памятник русской культуры, деревянного зодчества, исчезающий вид прикладного искусства.
Вообще, изначально наличник имел утилитарную функцию — закрыть щели вокруг окон, чтобы не сквозило. Но люди стремились придать неповторимость, индивидуальность своим домам.

Это было своего рода соревнование — у кого красивее и сложнее наличник, тот круче. Ведь резной наличник — это недешевое удовольствие. Не каждый мог себе позволить. Лет пять назад были в Суздале, и там мастера за один проем окна резного наличника брали примерно 20 тыс. рублей.

Понятно, что мир не стоит на месте, и сегодня есть технологии и возможности вырезать что угодно на станке. Но ручная работа всегда будет цениться высоко — потому что это самобытность, талант. У каждого мастера свой взгляд и своя рука. На Малинниках, сразу видно, один мастер делал, они идентичные. Встречаются похожие в районе ул. Подвойского, скорее всего, сделаны тем же мастером.
— А вообще калужские наличники отличаются от наличников других регионов?
— Не особо. Везде они симметричные, верх окна — небо, низ — земля. В рисунках используются языческие символы плодородия, достатка, счастья — Солнце, флористические, растительные орнаменты.

Редко, но встречаются настоящие жемчужины. В Калуге на ул. Никитина есть дом «с драконами», он один такой. Или в Боровске — слоны! Есть один наличник с птицами за Лаврентьевским монастырем. Недавно проезжал там, показалось, что в доме уже не живут. Сами понимаете, что будет дальше: продадут, снесут, и все. Очень жаль, что живое, неповторимое уходит с улиц нашего города. IMG_3615
image-03-03-24-11-40

— Как бы сохранить эти наличники?
— Знаю, что объединение «Том Сойер-Фест» по возможности их выкупает. Договариваются с владельцами перед сносом. Летом в парке проходила выставка наличников из их коллекции. А можно было бы создать музей с постоянной экспозицией, ещё одну точку притяжения в городе. Недавно был в Питере на выставке Васнецова, и что я увидел в конце выставки — наличник!
— Вам не приходила в голову мысль сделать авторскую экскурсию по наличникам?
— Когда-то думал об этом. Набросал даже маршрут, который начинался от Дома Яковлева, которого, увы, уже нет. Сложность в том, что районы с наличниками в Калуге очень разбросаны, пешком не обойти. Но, может быть, я еще вернусь к этому вопросу.
Вообще, мне нравится, что сейчас снова стало актуально и модно ходить в музеи, ездить на экскурсии, путешествовать по России. Мы детей всегда берем с собой. Конечно, они сначала кричат: «Мне это неинтересно и не надо». Но я знаю: это все на пользу, все это отложится в их «копилочку». Мой совет родителям: при любой возможности отправлять детей на экскурсии, хотят они или нет. Так формируются вкус, внутренняя культура, развиваются образное мышление, понимание истинных ценностей.
image-03-03-24-11-40-2— А вы хотели бы иметь свой дом с окнами в наличниках?
— Конечно. У нас есть дача, но она кирпичная, по стилю не очень вяжется с наличниками. Я даже думал поставить рядом маленький деревянный домик и использовать его как площадку для экспериментов. Есть у меня идея космических наличников, такие обязательно должны быть в «колыбели космонавтики».
Жена поддерживает ваш интерес?
— Жена у меня как раз профессиональный художник. В каком-то плане она мой ассистент, может посмотреть со стороны, дать свои замечания, к её мнению я прислушиваюсь. Хотя бывают моменты, когда я с ней не согласен и делаю по-своему.
image-04-03-24-03-21 Что сейчас у вас в работе?
— Окна. В этих работах совмещаются и резьба, и выжигание, и моделирование. Хочу постепенно добиться филигранности резьбы. Делаю работы на заказ. Часто бывает, что людям надо срочно! Сразу говорю: срочно — это минимум три дня.
— А что вам заказывают?

Просят изобразить дома своих родителей, дедушек и бабушек. В этих домах может быть и нет ничего сверхъестественного, но они дороги людям, и надо передать атмосферу, а это самое сложное.

Каждый этап я фотографирую и отсылаю заказчику. Могут быть замечания, и я спокойно к этому отношусь. Кстати, могу сказать, что есть работы, которые в процессе изготовления мне не нравились. А через время к ним возвращаешься, смотришь — а ведь хорошо.
Еще хотелось бы организовать совместную выставку разных художников, которые изображают Калугу. Показать разный взгляд на живописные уголки нашего города.

Прокомментировать