Огненная живопись

Жить Хорошо 3 января 2019 0 Просмотров: 721

В Древнем мире художественная эмаль ценилась наравне с драгоценностями. Изобрели ее художники Древнего Египта пять тысячелетий назад. В Китае эмаль украшала посуду императора и знати, в Персии — дорогое оружие.

В ноябре в выставочном зале Областной галереи «Образ» прошла 4‑я Калужская биеннале современной художественной эмали. Ее организаторы — художники Михаил Мантулин и Людмила Зайчикова. Около 100 работ представили 27 мастеров из Калуги и Калужской области, Екатеринбурга, Ярославля, а также из Польши, Венгрии, Германии. Возраст участников выставки — от 16 до 87 лет.

Эмаль — это искусство, в котором обязательно владение ремеслом. Если живописное полотно автор может изменить, доработать, то в эмали все делается раз и навсегда. Соавтор художника — огонь: именно обжиг работы в печи, при температуре 870 градусов, определяет ее окончательный вид.

В наши дни эмальерное искусство стало не только прикладным, но и станковым. Эта техника дает огромные возможности для решения любых творческих задач.
Говорят, что эмальеры — это особая каста художников, большая семья, где друг друга узнают с первого взгляда и понимают с полуслова. Каждый мастер неповторим, поэтому и работы на выставке были представлены совершенно разноплановые, непохожие одна на другую. Эмаль притягивает, завораживает, у каждого произведения хочется задержаться, чтобы рассмотреть его. У эмали есть поклонники, которые коллекционируют работы, несмотря на их высокую стоимость.

— Я по образованию художник-ювелир и мастер по цветным металлам,  — рассказывает художник Людмила Зайчикова. — Эмаль сочетает в себе все, что мне близко: и живопись, и работу с металлом. Это сакральный вид искусства. Эмальеры говорят, что неудачных работ не бывает. Те, кто занимается эмалью много лет, конечно же, представляют, что получится в результате. Но бывают и моменты неожиданные, когда огонь вносит свои коррективы. Чуть выше температура — и появляются новые эффекты, которые меняют работу. Главные центры современного эмальерного искусства — Лимож во Франции, Кечкемет в Венгрии, Ярославль и Минеральные Воды в России. Возможно, скоро в этом ряду будет и Калуга. Калужские эмальеры в течение многих лет принимают активное участие в художественной жизни России и Европы, показывают высокий уровень эмальерного искусства на международных симпозиумах. Мастера передают свои знания ученикам, дают возможность этому прекрасному искусству продолжаться и жить в руках молодых художников.

Прокомментировать